Как развить ловкость и молниеносную реакцию. Программа тренировок для максимально эффективного роста мышц от ученых

Здравствуйте, дорогие друзья!

В наше время скорость имеет глобальное значение. Человек, который анализирует происходящее со скоростью черепахи — рискует попросту не успеть на личный праздник жизни.

Задумайтесь, все управляющие желают видеть в отрядах своих бойцов универсальных солдат, которые быстры, энергичны и умеют качественно реагировать на возникшие ситуации, не впадая в ступор.

Развитие реакции в домашних условиях — это шанс прокачать свой скилл до немыслимых уровней! Зачем это нужно, просите вы? Даже если особь оказалась ночью в темной улочке, обладая хорошей реакцией, она получает априори больше шансов сохранить свое здоровье и жизнь, в отличии от более медлительных сородичей.

Работа, личные отношения, собственная безопасность и скорость принятия решений тесно связанны с реакцией личности на происходящее. Но как развить этот навык быстро и эффективно?

Читайте также:  Упражнения для подтяжки живота и бедер после родов

Для сегодняшнего материала я подготовила ТОП-7 упражнений, помогающих повысить степень ловкости, постановки мышления и кончено же уровень осмысления.

Немного фактов

Именно психика среднестатистического индивидуума отвечает за быстроту реакции на раздражители. Но перед тем, как ее прокачивать, нужно усмирить свои эмоции. Ведь они — основа правильно предпринятых действий.

Какая эмоция считается самой сильной и влиятельной? Конечно же страх. Его нельзя полностью искоренить из своего подсознания, но вот приручить и научиться контролировать — запросто!

Все мы знаем, что наиболее лучшее упражнение для его усмирения — это личная встреча с объектом страха. При этом, бывают триггеры, которые появляются перед нами внезапно и пугают до ухода души в пятки! Это происходит за доли секунды и понять что-либо или предпринять правильное решение, попросту не выдается возможности.

Как перестать бояться звуков и развить отменную реакцию? Для этого вам понадобится ежедневная работа над собой и упорство. Вы можете попросить своих близких поучаствовать в подобных тренировочных играх.

Например, неожиданный хлопок отлично тренирует реакцию. Для детей подобного рода занятие перерастет в упражнение «доведи маму до полуобморочного состояния», но со временем вы перестанете на него реагировать, снизив психологический барьер.

Как развить молниеносную реакцию при стрессе? Да, это, пожалуй, один из самых волнительных и важных вопросов. Поскольку на принятие решения у человека есть пара-тройка осмысленных минут, действия должны быть заранее выверенными и логичными.

В развитии подобного навыка отлично себя рекомендуют компьютерные игры, особенно командные. В пример я могу поставить футбол, волейбол. Подобного рода игры, по-взрослому тренируют мгновенную оценку ситуации, ее анализ и вынуждают принимать решения за считанные мгновения. А все потому, что от них, зависит общий результат.

Меткость и основные направления ее развития у школьников

Кандидат биологических наук, доцент Л.Д. Назаренко

Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова:
двигательно-координационные качества, меткость, структурные компоненты, статическая и динамическая меткость, специфические и неспецифические проявления, факторы и критерии оценки.
На важность меткости как одной из двигательных координаций и ее большое прикладное значение указывают многие авторы [2 — 4, 6, 9, 10, 14, 17, 20]. Она способствует совершенствованию глазомера, развивает чувство времени и пространства, формирует навыки правильного распределения усилий. Меткость характеризуется соразмерностью и высокой точностью (выверенностью) всех движений,

умением длительное время находиться в одной позе во время прицеливания [5, 13, 15, 17]. Это требует специфической выносливости и предъявляет повышенные требования к вегетативным функциям, что связано с задержкой дыхания и напряжением сердечно-сосудистой системы. Поэтому достижение высокого уровня меткости представляет собой сложный и довольно продолжительный во времени процесс.

Анализ научно-методической литературы [1, 2, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20], а также материалы собственных исследований [10] показали, что меткость имеет следующие основные компоненты

(схема 1):

  • принятие позы (изготовка);
  • прицеливание;
  • настройка дыхания и других вегетативных систем;
  • выполнение финального усилия.

Принятие позы (изготовка)

Читайте также: 

обеспечивает устойчивое положение тела, создает благоприятные возможности для условнорефлекторных изменений многих вегетативных функций. При изготовке соотношение активности мышц обеспечивает эффективное использование не только мышечной системы, но и опорно-двигательного аппарата в целом. Правильное распределение точек опоры в принятой позе позволяет компенсировать отклонения тела в процессе стрельбы и снизить напряжение основных групп мышц [5, 11, 13].

На стабильность позы существенно влияют механические колебания грудной клетки при дыхании и работе сердца. Уменьшить эти колебания можно изменением тонических напряжений мышц и фазными быстрыми сокращениями [6, 15]. При некоторых отклонениях от правильной позы соответствующая тренировка позволяет включать фазные сокращения мышц, корректирующие положение тела. Принятие оптимальной позы позволяет регулировать эмоциональное состояние, создает предпосылки для максимального уровня реакций, идущих от проприорецепторов двигательной сенсорной системы, что обеспечивает эффективное прицеливание. Большую роль здесь играет вестибулярный анализатор, который, взаимодействуя с двигательным, обусловливает стабильность позы. Импульсы, идущие от лабиринтных и шейных рецепторов, оказывают влияние на распределение тонуса скелетных мышц [5, 10, 16, 19].

Прицеливание

— следующий компонент меткости. Его особенностью является сочетание максимальной степени концентрации возбуждения в коре больших полушарий с развитым дифференцировочным торможением при наличии функциональной системы взаимосвязи, которая не нарушается с возникновением прочной рабочей доминанты [2, 3, 11, 15]. Успешность прицеливания определяется условиями выполнения задания, подготовленностью занимающегося и конечной целью. Попадание в заданную цель обеспечивают оптимальное сочетание силы броска, траектории полета снаряда, согласованность и точность двигательных действий при хорошем глазомере [3], а также величина колебаний системы «спортсмен-снаряд».

Амплитуда тремора зависит от характера дыхания, уровня подготовленности спортсмена, степени его эмоционального состояния, вида снаряда. При метании в цель гранаты ведущие параметры двигательных действий (соизмерение прилагаемых усилий с расстоянием, последовательность подготовительных действий, нахождение рационального ритма движений, концентрация внимания на ведущем звене техники и т.д.) в меньшей мере зависят от величины и характера колебаний предмета и тела спортсмена.

Стрельба из лука или винтовки характеризуется большей удаленностью цели при ее меньших размерах. Здесь резко возрастает роль глазодвигательной координации, скорости и точности зрительного восприятия. Необходима также постоянная коррекция двигательной программы путем анализа сигналов от проприорецепторов мышц, сухожилий и суставно-связочного аппарата. Большое значение при этом имеет время использования сигналов от зрительной и двигательной сенсорных систем, так как от скорости выполнения выстрела в значительной мере зависит его результативность.

Во время прицеливания взгляд перемещается с мушки и диоптрийного отверстия на мишень, находящуюся на значительном расстоянии. Поэтому быстрое перемещение взгляда связано с процессом аккомодации глаза. Четкость изображения зависит от степени аккомодации и от тонкой координации движений глазных яблок. Импульсы, поступающие от проприорецепторов двигательной сенсорной системы, способствуют лучшему прицеливанию, тонкому дифференцированию усилий при нажатии на спусковой крючок [6, 15].

Следовательно, настройка дыхания
и других вегетативных систем
существенно влияет на прицеливание и является следующим
компонентом меткости
. Величина колебаний грудной клетки определяется задержкой дыхания, изменением сердечного ритма, который также можно регулировать, доводя необходимые изменения до уровня динамического стереотипа. Настройка дыхания связана со значительным приложением усилий, особенно при стрельбе стоя. В этом положении мышцы испытывают повышенное напряжение, обусловленное поступлением специфических рефлексов с работающих мышц на сердце и сосуды. В сочетании с колебаниями грудной клетки они вызывают наибольший тремор [20]. Проприоцептивная импульсация с мышц, обеспечивающая устойчивость позы стоя, способствует перераспределению крови для достаточного кровоснабжения головного мозга.

Поддержание позы (определенного расположения звеньев тела, соответствующего угла в суставах, необходимого усилия мышц) достигается тоническими напряжениями мышц, а также их фазными быстрыми сокращениями. Так, управление системой «стрелок-оружие» представляет собой сложный механизм межмышечных взаимодействий, индивидуальный для каждого спортсмена [5, 10, 14]. Из-за непрерывных мышечных сокращений невозможно достичь максимальной стабильности позы, поэтому необходим поиск такого положения, при котором колебания тела минимальны. Наименьший тремор наблюдается при стрельбе из положения лежа, что вызвано наибольшей устойчивостью тела в данной позе.

Завершение выстрела (выпуска стрелы, броска гранаты) требует наиболее высокой координации и оптимальных усилий в данный конкретный момент. Выполнение финального усилия —

следующий
компонент меткости,
который в разных видах физических упражнений проявляется по-разному. Биатлонисты выполняют выстрел в первые 1-2 с прицеливания, что приводит к нарастанию усилий у мастеров спорта до 65-70% от установленной величины. В момент завершения финального усилия к спусковому крючку прилагается 20-25% усилий [6]. В спортивной стрельбе до финального момента усилия возрастают более постепенно, их динамика имеет сравнительно плавный характер. Поэтому учет специфического проявления данного компонента меткости позволяет добиваться более эффективной методики подготовки занимающихся.

Различные виды спортивной деятельности, требующие проявления меткости, существенно отличаются по основным параметрам двигательных действий и, следовательно, по оценке результатов .

Во многих игровых видах спорта (теннисе, баскетболе, футболе и др.) подсчитывается количество забитых и пропущенных мячей. В других результат оценивается по
качественному критерию
. Например, стреляя в мишень, нужно стремиться попасть в центральную зону. Мишени отличаются значительным разнообразием. Так, например, в стендовой стрельбе мишенью является «тарелочка» — диск со ступенчатой конфигурацией с наружной стороны, диаметром 110 мм и весом 110 г. Направление его полета постоянно меняется. Цель считается пораженной, если пуля отщепит от диска даже небольшой осколок. В соревнованиях по стрельбе в современном пятиборье используется фигурная мишень.

Разнообразные виды метаний, включая и национальные (метание ножей, дротиков, топориков и др.), а также многие подвижные игры основаны на проявлении различных видов меткости, которая оценивается количественными и качественными показателями. Возможность объективно оценить прирост уровня меткости позволяет увидеть реальные индивидуальные результаты занятий по формированию данного качества.

Таким образом, важным условием развития меткости является использование конкретных критериев оценки данного качества.

Читайте также:  Почему после бега болят колени?

В отличие от других двигательно -координационных качеств, где их оценки субъективны, меткость определяется по критериям, не допускающим их разного понимания и толкования:

— количество попаданий в установленную цель;

— точность попаданий;

— скорость поражения цели

.

В процессе физического воспитания с целью укрепления здоровья и достижения всестороннего развития для оценки уровня проявления меткости используются два первых критерия: количество попаданий в установленную цель и точность ее поражения

. Третий критерий —
скорость поражения цели —
имеет значение в спортивной деятельности, поэтому мы в своем исследовании ограничились первым и вторым.

Объективность

используемых критериев, их
конкретность
и
доступность
дают возможность получить
срочную информацию
о результатах действий. Поставив задачу попасть в центр мишени 10 из 10 раз, занимающийся во время каждой попытки сразу видит свой результат. Это позволяет самостоятельно корректировать параметры движения, анализировать подготовительные и основные действия, находить и исправлять ошибки как с помощью учителя, так и самостоятельно. Стремление к достижению поставленной задачи активизирует деятельность школьника, развивает его самостоятельность и ответственность, улучшает аналитическое мышление, формирует настойчивость, упорство, трудолюбие.

Организация и методика стимулируемого развития меткости.

Исследование по проверке эффективности специальной ориентированной методики по совершенствованию меткости было организовано на базе общеобразовательных школ г. Ульяновска с участием 123 учащихся разных возрастных групп: младшей (8-10 лет), средней (10-13 лет) и старшей (14-17 лет). Через каждые полгода в течение трех лет проводились промежуточные срезы для контроля за качеством учебно-тренировочного процесса.

Для измерения исходного уровня были разработаны тесты с учетом основных проявлений меткости. Метание мяча или выстрел в неподвижную мишень

выполнялся с различного расстояния в зависимости от возраста занимающегося. Разные условия позволяли регулировать двигательную деятельность, стимулируя процесс саморазвития и самосовершенствования. Особенно важно установить объективные требования, предъявляемые к тренировкам детей и подростков, где
постепенность
в увеличении сложности заданий — необходимое условие формирования настойчивости, упорства, трудолюбия, терпения, силы воли и др.

Проявление меткости при выстреле по движущейся мишени

связано с умением поражать цель с одной попытки, что увеличивает требования к занимающимся. Скорость передвижения мишени может быть постоянной, равномерно увеличивающейся или замедляющейся, с ускорениями, изменениями направления движения.

Уровень проявления меткости во время нагрузки

зависит от ее характера. Так, при выполнении выстрела по мишени во время преодоления дистанции биатлонистам необходимо сохранять заданный ритм дыхания и сердечно-сосудистой системы
,
концентрировать внимание на мишени, не снижая темпа бега, уметь преодолевать значительный тремор.

В практике школьной физической культуры учащиеся также могут выполнять метания мяча или гранаты в цель во время нагрузки: бега на заданную дистанцию или при передвижении на лыжах. Это усиливает прикладное значение физической подготовки, повышает интерес школьников к занятиям, делает их более разнообразными и социально значимыми.

Выполнение броска какого-либо предмета или выстрела на фоне утомления

(после физической нагрузки) имеет большое практическое значение, так как требует максимальной концентрации физических и морально-волевых качеств. В методике стимулируемого развития меткости для определения ее исходного уровня использовались следующие тесты.

ТЕСТ 1.

В центр каждого из трех кругов разного диаметра (50х50, 40х40, 30х30 см), укрепленных на верхней рейке гимнастической стенки, выполнялся бросок теннисного мяча из положения стоя на расстоянии 10 м. Попадание в малый круг (30х30 см) оценивалось в 5 баллов, в средний (40х40 см) — в 4 балла и большой (50х50 см) — в 3 балла (рис.1).

ТЕСТ 2.

Попадание теннисным мячом в мишень, укрепленную на пятой рейке гимнастической стенки, с расстояния 15 м после поворота на 360° из стойки на одном колене. Оценка выставлялась таким же образом (рис. 2).

ТЕСТ 3

Читайте также:  Сколько калорий содержится в вареном рисе?

. Попадание в мишень, укрепленную на верхней рейке гимнастической стенки, из положения седа, после 15 упражнений на укрепление пресса (переход из положения лежа в сед), с расстояния 5 м. Оценка выставлялась также по пятибалльной системе, в зависимости от места попадания, из трех попыток (рис. 3).

ТЕСТ 4.

Попадание в мишень, укрепленную между первой и второй нижними рейками гимнастической стенки, после переката вправо и влево на 360°, из положения лежа, с расстояния 10 м. Методика оценки та же (рис. 4).

ТЕСТ 5.

Попадание в мишень в движении (с 3-5 беговых шагов) с расстояния 10 м. Методика оценки та же (рис. 5).

Основные направления методики развития меткости.

Развитие меткости предусмотрено содержанием школьной программы по физическому воспитанию начиная
с первого года
обучения. Дети осваивают технику метания малого мяча в цель и на дальность. Во
втором классе
задания усложняются: выполняется метание на дальность отскока мяча от стены (щита). В
третьем —
включается метание набивного мяча (весом 1 кг) из различных исходных положений. В
пятом классе
ученики должны уметь выполнять метания набивного мяча одной и двумя руками. В
шестом
в цель метают не только малый мяч, но и гранату, в
восьмом —
увеличивается вес гранаты (300-500 г), а также предусматривается метание других предметов.

В девятом классе

материал усложняется за счет увеличения веса метаемого предмета. Таким образом, в школьной программе не ставится конкретной задачи по развитию меткости до определенного уровня; используются не все критерии оценки данной двигательной координации, представлены лишь некоторые разновидности и проявления меткости, что не обеспечивает преемственности прикладной физической подготовки выпускников школ при смене видов деятельности (служба в армии, работа на производстве, учеба в различных учебных заведениях).

Важной составной частью методики стимулируемого развития меткости является наличие целевой установки,

а также использование различных условий для выполнения системы специальных упражнений. Постановка конкретной цели (научиться поражать мишень с первой попытки, с более дальнего расстояния, после нагрузки и т.д.) позволяет сделать двигательную задачу значительно привлекательнее. По мере прироста показателей меткости условия выполнения двигательных действий постепенно усложняются. Занятия на свежем воздухе позволяют больше внимания уделять динамическим разновидностям меткости (во время ходьбы, бега и т.д.).

На школьном стадионе можно использовать разнообразные мишени, укрепляя их на баскетбольных щитах, футбольных воротах, стойках для прыжков в высоту. Такой подход дает возможность варьировать высоту расположения мишени, регулировать расстояние для метания с учетом индивидуальных особенностей школьников: физической подготовленности, степени тренированности, возраста занимающихся. Так, в младших классах

дети выполняют броски малого мяча в мишень размером 50х50 см с 10 м, из положения стоя, сидя и лежа. По мере улучшения уровня их подготовленности расстояние уменьшается или увеличивается.

Учащиеся среднего школьного возраста

выполняют метание мяча и гранаты, используя большую (50х50 см) и среднюю (40х40 см) мишени. Увеличивается также расстояние: в большую — с 20 м, в среднюю — с 15 м. По мере успешного выполнения двигательных заданий разрешается метать мяч и гранату с 20 м в обе мишени поочередно.

В старших классах

добавляются задания по метанию в малую (30х30 см) мишень. При этом учитывается возможность индивидуального подхода. Используются также другие варианты усложнения двигательной задачи: изменение веса мяча, включение дополнительных движений (повороты в одну и другую сторону, приседания, метание с закрытыми глазами и др.).

Даже при ориентировании на переход к профессиональной армии нельзя, на наш взгляд, отказываться от прикладной физической подготовки как важного этапа нравственного совершенствования подрастающего поколения. С этой точки зрения опыт проведения военизированных детско-юношеских игр «Зарница» и «Орленок» имеет большое значение для воспитания коллективизма, взаимовыручки, ответственности, трудолюбия, настойчивости. При их организации и проведении создаются условия для разносторонней углубленной физической подготовки юношей и девушек. Кроме того, эти игры являются важным стимулом для определения своей профессиональной пригодности к военной деятельности. Воспитание патриотизма, красной чертой проходящее через содержание военизированных игр, — один из важных педагогических аспектов формирования и повышения общего уровня нравственности подрастающего поколения.

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис. 3.

Рис. 4.

Рис. 5.

Установление приоритетной цели во многом определяет смысл жизни юношей и девушек, заканчивающих школу. Высокая цель: служение обществу, людям, стране — определяет соответствующую программу действий. В основу такой программы заложено стремление к достижению духовного и физического совершенства, максимальному развитию способностей. Это, в свою очередь, мощный стимул к поиску новых средств и методов всестороннего развития личности. Следовательно, высокий уровень развития двигательно-координационных качеств, и в частности меткости, при целенаправленном педагогическом руководстве, способствует формированию высокой цели. Целевая установка — это тот стержень, на который нанизываются все остальные элементы методики духовного и физического развития человека на весь период обучения в общеобразовательной школе, а также на конкретный учебный год, четверть, отдельный урок.

Таким образом, содержание методики стимулируемого развития меткости включает:

  • формирование целевой установки на воспитание ведущих нравственных и морально-волевых качеств (патриотизма, активной жизненной позиции, трудолюбия);
  • проведение бесед, разъяснений, убеждение в необходимости постоянной работы по самосовершенствованию с помощью системы средств и методов закаливания, развития двигательно -координационных качеств, и в том числе меткости;
  • использование системы направленных упражнений различной сложности для развития и совершенствования меткости;
  • применение комплекса методов и методических приемов для прироста показателей меткости: бросание (метание) предметов и снарядов разного веса в цель и на дальность (из разных исходных положений, с изменением расстояния, на фоне физической усталости, в сочетании с другими двигательными действиями, в усложненных условиях);
  • стрельба в тире из разного вида оружия с одной и другой руки, используя вышеуказанные способы.

Результаты и их обсуждение.

На начальном этапе работы тестирование не выявило существенных различий в уровне развития меткости у всех участников контрольных и экспериментальных групп. В экспериментальных классах школьники выполняли упражнения на формирование данной координации на каждом уроке физической культуры и получали дополнительные задания на дом. В зависимости от темы урока задания включались
в подготовительную, основную
или
заключительную
часть.

Динамика прироста показателей меткости в зависимости от ее разновидностей определяется их спецификой. При естественном развитии статической меткости

(из положения стоя,
тест 1
) более высокие темпы прироста наблюдались
у девочек 12-14 лет и у юношей 15-17 лет
(рис. 6). При стимулируемом формировании данной разновидности более высокие результаты отмечены
у мальчиков и девочек 15 — 17 лет.
Это объясняется, по-видимому, более системной, специальной нагрузкой, постановкой привлекательной цели и конкретных задач, использованием специфических заданий, способствующих укреплению мышечной системы, улучшению уравновешенности нервных процессов, совершенствованию сенсорных систем, и в первую очередь — зрительного анализатора.

При метании из положения стоя (на одном колене, тест 2

) естественный прирост показателей также постепенно увеличивается (рис. 7). Более высокие темпы обнаружены
у девочек-подростков и мальчиков старшего школьного возраста
. В процессе стимулируемого развития создаются условия для дифференцированного подхода к занимающимся, что позволяет лучше реализовать их потенциальные возможности.

Существенной разницы в показателях прироста исследуемой разновидности удалось добиться у школьников старшего возраста, как у девочек, так и у мальчиков.

В младшем и подростковом возрасте результаты были несколько ниже, однако по темпам прироста они опережают показатели контрольных групп (р<0,05). Это, очевидно, связано с более устойчивым положением тела в данной позе и более выгодным расположением его звеньев, что создает лучшие предпосылки для подготовительных действий и прицеливания. Следующая разновидность —
метание после физической нагрузки
(
тест 3
). Естественный прирост показателей здесь также увеличивается с возрастом (рис. 8). При целенаправленном формировании более высокие темпы наблюдались также
у девочек и у мальчиков старшего школьного возраста
, что объясняется, по-видимому, функциональной готовностью организма к подобным двигательным заданиям. Необычное сочетание разных видов физической нагрузки потребовало творческого подхода к методике развития данной координации.

Рис. 6.
Прирост показателей статической разновидности меткости (в %) при метании мяча из положения стоя на одном колене у мальчиков и девочек контрольных и экспериментальных групп
Рис. 7.
Прирост показателей статической разновидности меткости (в %) из положения стоя у мальчиков и девочек контрольных и эксперимен тальных групп
Рис. 8.
Прирост показателей динамической разновидности меткости (в %) после физической нагрузки у мальчиков и девочек контрольных и экспериментальных групп
Рис. 9.
Прирост показателей динамической разновидности меткости (в %) после вращательных движений у мальчиков и девочек контрольных и экспериментальных групп
Рис. 10.
Прирост показателей динамической меткости (в %) с 3-5 беговых шагов у мальчиков и девочек контрольных и экспериментальных групп
Прирост показателей меткости после вращательных движений

(
тест 4
) также увеличивался с возрастом (рис. 9). В процессе стимулируемого формирования данной разновидности общая тенденция сохранилась при более высоких темпах прироста. Это, по-видимому, связано с тем, что вращения в одну, а затем в другую сторону перед метанием требуют не только дополнительных усилий, но и постановки конкретной задачи, хорошо развитого дифференцировочного торможения, быстрого включения в заданное двигательное действие. При этом необходимо принять устойчивое положение, обеспечивающее эффективное прицеливание и выполнение других сопутствующих действий, что невозможно без достаточно высокого общего уровня физической подготовленности [13]. Другая разновидность меткости —
после разбега
с 3-5 шагов (
тест 5
, рис. 10) — связана с необходимостью достижения высокой скорости разбега, с последующим сочетанием последних шагов с метанием и невозможно без высококоординированных двигательных действий, их совпадения по времени, усилиям и ритму. Формирование этих навыков требует довольно длительного времени, поэтому лучшие показатели также выявлены в
старшем школьном возрасте.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования учебного материала школьной программы по физической культуре (раздела по метаниям), в частности включения новых средств, направленных на формирование различных разновидностей (метание в цель и на дальность, из различных исходных положений, после физической нагрузки различного характера), и критериев оценки показателей развития меткости и установления нормативов в соответствии с проявлением данной двигательной координации.

Итак, меткость — это разновидность двигательно -координационных качеств, представляющая собой скоординированную взаимосвязь двигательных проявлений: от прицеливания до управления завершающим действием, определяющим его результат.

Литература

1. Бальсевич В.К.

Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.

2. Васильева В.В., Сологуб Е.Б.

Читайте также:  Методика скандинавской ходьбы с палками для пожилых возвращает радость движения и омолаживает

Лекции по физиологии отдельных видов спорта (лыжные гонки, биатлон). — Л.: ГИФК им. Лесгафта, 1977. — 85 с
.
3. Голомазов С.В.

Точность движений. — М.: ГЦОЛИФК, 1979. — 43 с.

4. Железняк Ю.Д., Хаупшев М.Х.

Развитие точностных двигательных действий у юных волейболистов 13-16 лет с учетом индивидуальных особенностей //Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 7, с. 32-34.

5. Карпеев А.Г.

Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа.- Омск: СибГАФК, 1998. — 322 с.

6. Кинль В.А.

Динамика усилий, прилагаемых на спусковой крючок биатлонистами различной квалификации //Теор. и практ. физ. культ. 1975, № 1.

7. Лубышева Л.И.

Десять лекций по социологии физической культуры и спорта. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2000. — 151 с.

8. Лях В.И.

Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.

9. Матвеев Л.П.

Теория и методика спорта. — М.: ФиС, 1997. — 416 с.

10. Назаренко Л.Д.

Условия развития и совершенствования меткости / Актуальные проблемы физиологии человека и животных: Матер. науч. конф. Ульяновск, 2000, с. 25-27.

11. Петров А.М.

Центральное программирование механизмов реализации координационных способностей спортсменов и их педагогическое обоснование: Докт. дис. М., 1997. — 553 с.

12. Платонов В.Н.

Теория и методика спортивной тренировки. — Киев: Высшая школа, 1984. — 352 с.

13.

Спортивная стрельба: Учебник для ин-тов физ. культ./Под общ. ред. А.Я. Корха. — М.: ФиС, 1987. — 256 с.

14. Фарфель В.С.

Управление движениями в спорте. — М.: ФиС, 1975. — 208 с.

15.

Физиология человека /Под ред. В.И. Тхоревского. — М.: ФОН, 2001, с. 377-380.

16. Фомин Н.А., Филин В.П.

Возрастные основы физического воспитания. — М.: ФиС, 1972. — 256 с.

17. Шалаев М.М., Хрисанфов Г.Н.

Эффективность стрелковой подготовленности квалифицированных биатлонистов // Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 9, с. 18-20.

18. Hirtz P., Kirchner G., Pоhlmann R.

Sportmotorik. Grundlagen, Anwendungen und Grenzgebiete. — GSH — V Kassell, 1994. — 336 s.

19. Schneiberd S., Sveistrup H., McFadyen B.J., Levin M.F.

When do children develop a mature coordination pattern for reaching movement. Soc. Neurosci. Abstr., Vol. 26. Part 1, 2000, p. 1371.

20. Zimmerman K.

Zu spezifischen Merkmalen des Training koordinativer Fаhigkeiten // Theorie und Praxis der Kоrperkultur. — 1986. — № 3. — S. 211-215

На главную В библиотеку Обсудить в форуме

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Как развить навык, находясь дома?

Счет

Сольные упражнения, идеально подходят для проработки собственного ощущения «включенности». Часто психологи рекомендуют прибегать к методике просчета в уме. Допустим, совершая или планируя любую покупку, подсчитайте, какую сумму вы должны отдать продавцу?

Такой метод не только повышает уровень концентрации и реакции, но и прокачивает память.

Слуховые сигналы

Упражнение 1

Реакция чувств неоспоримо важна в подобной тренировке. Я советую вам привлечь семью для совместных занятий. Вам потребуется на определенные слуховые сигналы, отвечать характерным образом.

Например, выработайте рефлекс приседания при слове «стой», при посвистывании — прыгните вверх, при команде «оп» — поднимите левую ногу вверх.

Чем разнообразней будут задания — тем эффективней. Начинайте с базовых и простых комбинаций, постепенно увеличивая нагрузку. Постарайтесь использовать максимальное количество групп мышц в процессе занятий.

Это позволит вам наладить и осознать прямой сигнал мозга в привязке с координацией движений, а также выработать определенный рефлекс, что может вам спасти жизнь.

Упражнение 2

Например, при звуке выстрела логичней всего отпрыгивать в сторону или прикрывать голову руками, одновременно приседая. Это повышает развитие ловкости тела и готовности к неожиданностям. Работа со слуховыми раздражителями очень продуктивны. Сам звуковой посыл непременно должен быть понятным и знакомым.

Но обязательным условием выступает факт того, что источник должен быть для вас скрытым. Можно попробовать расположиться к нему спиной или находиться с повязкой на глаза. Практикуя подобные методики вы научитесь здраво реагировать на поступающие звуковые уловки и заранее вырабатывать правильную поведенческую реакцию.

Осязание

Упражнение 3

В вопросе увеличения скорости реакции, прекрасно себя рекомендуют задачи на осязание. Работать нужно с закрытыми глазами или повязкой.

Предлагаю вам эффективное упражнение на развитие быстрой реакции с помощью тактильных ощущений.

Сядьте на стул. Ваши руки должны быть перед собой и на ширине плеч. Для проработки вам потребуется партнер, который будет неожиданно и точечно прикасаться к вашему туловищу сзади.

После того, как вы ощутили прикосновение, вам нужно, как можно скорее хлопнуть в ладоши (на уровне солнечного сплетения). Ваша цель — уменьшить интервал между прикосновением и произведенным хлопком.

Упражнение 4

Еще одно отменное упражнение базируется на ловкости рук. Попросите ребенка прижать обычную, ученическую линейку с стенке. Ваш личный тренер должен держать ее по средине большим пальцем и внезапно отпускать.

Как только она начнет свободно падать, ваша основная миссия — перехватить ее большим пальцем до того времени, как она свалится на пол. Хорошее настроение и азарт вам гарантированны, поэтому смело беритесь за выполнение.

Зрение

Упражнение 5

Все мы знаем, что 90% информации, поступающей в наш мозг — заслуга зрения. Поэтому, очень важно тренировать зрительную реакцию на раздражители, научившись отсеивать лишние, мешающие факторы.

Для выполнения следующего задания вам понадобится импровизированная ширма или стойка, а также партнер. Его задача — показывать вам из-за укрытия разнообразного рода предметы с медленной скоростью.

Ваше условие — демонстрировать реакцию только на оговорены ранее предметы. Со временем увеличивайте частоту демонстрируемых атрибутов и добавляйте звуковые триггеры. Благодаря этому вы сможете тренировать одновременно несколько важных реакций.

Как развить реакцию у ребенка: советы профессионального тренера

Разбирается в самых «реакционных» видах спорта, дает советы и видеоурок Анна Зайцева, тренер по теннису с 20-летним стажем.

С чего начать?

Итак, для развития реакции подходят виды спорта с движущимся предметом, особенно: сквош, настольный теннис, баскетбол, теннис, футбол…Чем раньше вы займетесь способностями малыша быстро реагировать на меняющуюся реальность, тем лучше. Начинать можно с тех пор, как только вы заметили, что ребенок способен ловить и бросать мячик, бегать и прыгать!

Используйте поролоновые мячи и мячи сниженной упругости, жесткости — 25% от жесткости стандартного теннисного мяча. Поролоновые мячи приятные на ощупь, детям нравится их ловить и сжимать. Кроме того, они не только не оставят синяков на ребенке, но и сохранят стены в квартире и обеспечат покой соседям.

Одновременно с тренировками, или до/вместо них, вы можете начать заниматься с ребенком в домашних условиях. Упражнения легкие и вызывают радость и у взрослых, и у детей. Смотрите видео.

Сквош или теннис?

В крупных городах появляется все больше площадок для сквоша, где могут тренироваться и дети. Чем полезен и интересен сквош?

Анна Зайцева:

Стенка всегда была отличным «партнером» для теннисиста. Цель теннисиста-новичка — удержание мяча (не терять мяч) несколько ударов. Этому легче научиться, начав играть о стенку. Более того, технику, то есть. удар справа, слева, слета, смэш, подача и тип подкрутки (плоский, резаный, крученый) можно отработать со стенкой.

Переход на корт будет значительно проще. Превратить отработку техники и долбление стены в захватывающую игру – задача тренера. Пробуйте оба вида спорта, и вы увидите, что захватит вашего ребенка больше.

Миф об «однобокости» физнагрузки в теннисе

Многие родители боятся отдавать ребенка в теннис из-за устойчивого мифа, что развивается одна рука – та, которая держит ракетку и идет сильная нагрузка на ноги.

Миф комментирует Анна Зайцева:

У новичков 3-6 лет на первых порах вся тренировка проходит на ногах, хоть и на половине корта через мини-сетку, а вот ракетка используется лишь часть времени. Дети играют в игры, развивающие подвижность, реакцию, равновесие и координацию.

Во время же использования ракетки основная нагрузка приходится на кисть, т.к. самая первая задача теннисиста научиться удерживать мяч на ракетке.

У спортсменов, переходящих к бОльшему размеру корта и к более жестким мячам (50%, 75% жесткости от стандартного мяча), увеличивается и нагрузка на мышцы рук. Однако, на данном уровне и работа ног начинает играть значительную роль. Больше корт – больше движения. К моменту овладения стандартным мячом теннисисты подключают дополнительно занятия фитнесом и силовые тренировки, поэтому нагрузка идет на все тело.

Смотрите вторую часть домашних упражнений с мячиками. Теперь и с двумя. Это весело!

P.S. Даже если ваш ребенок спокоен, или флегматичен, развивайте его реакцию, и пусть он не станет первой ракеткой мира, но эти способности пригодятся ему в повседневной жизни: от катания на велосипеде и лыжах, до вождения автомобиля. Занимайтесь с ним дома, водите на тренировки, и все получится!

Фото: pinterest.com, tennisworld.com, tabletennismaster.com

Определение уровня координации

Существует множество способов определения уровня координации. Но для оценки общей физической готовности будет достаточно всего двух.

  1. С этим методом знаком практически каждый представитель сильного пола, проходивший медицинский осмотр для призыва на армейскую службу. Встаем прямо, вытянув руки перед собой. Закрываем глаза и поочередно пытаемся коснуться указательным пальцем каждой руки кончика носа.
  2. Пытаемся сохранить равновесие, стоя на одной ноге. При этом вторую ногу отводим назад, взявшись за нее рукой. Свободную руку вытягиваем вперед, параллельно полу. Продержавшись полминуты в этом положении, меняем ногу.

Не всем это удается, но для того и существуют неудачи, чтобы учиться их побеждать. Безусловно, развивать ловкость и координацию лучше с раннего возраста, поскольку тогда наш организм более гибок и отзывчив к любым тренировкам. Однако даже если вы перешагнули рубеж в 25-30 лет, ничто (кроме собственной пассивности) не помешает вам развить молниеносную реакцию. Посмотрим, какими средствами этого можно достичь.

Упражнения и игры

  • Для этого упражнения вам необходимо запастись теннисным мячиком и верным напарником. Вы должны встать друг напротив друга, ваш напарник вытягивает руку с мячиком вперед, а вы протягиваете руки таким образом, чтобы они находились на 5 см выше руки вашего напарника. Мячик из рук выпускается случайно, без всякой подготовки, вы же должны суметь его поймать.
  • Если тренироваться не с кем, то достаточно встать напротив стенки и. под разными углами, отбивать и ловить теннисный мячик.
  • На развитие скорости неплохо влияет бег по пересеченной местности, при этом, чем больше препятствий, тем лучше. Если бег – это не для вас, то подойдет и езда на велосипеде.
  • Вы думаете, почему все боксеры практикуют прыжки на скакалке? Все по тому же!
  • Реакцию необходимо тренировать не только с помощью физических упражнений, но и на уровне зрения или слуха. Для этого возьмите обычную ручку и сконцентрируйте на ней свой взгляд на несколько секунд, а затем резко переведите свой взгляд на другой объект в комнате.
  • А вы знали, что – это не всегда вредно! Игры типа «гонки» или «шутеры» улучшают моторику рук и развивают зрительную реакцию. Так что пара часов в неделю таких игр может пойти на пользу, естественно, сюда не относятся пасьянсы или квесты.
  • Еще один не совсем спортивный, но, тем не менее, действенный способ – это метод «зеркала», который зачастую используют актеры для развития пластики и тренировки мозговой деятельности. Для этого один актер двигается, а второй старается повторить за ним все движения в точности, при этом, чем точнее и быстрее это происходит, тем мозг все лучше развивает свою способность реагировать быстрее.

Как развить быстроту реакции?

Для начала нужно обратиться к ее сущности: психологи условно разделяют ее на два типа – простую и сложную. Простая проявляется, как ответ на один раздражитель, сложная, соответственно, на несколько одновременно. Весь процесс реагирования протекает в три этапа:

  • на первом, предварительном, человек воспринимает сигнал;
  • на втором – осознает его;
  • и на третьем, исполнительном, происходит ответная реакция, то есть человек производит какие-то ответные действия.

Знание природы процесса дает возможность осознать тот факт, что не все можно натренировать, во многом, она зависит от наших физиологических особенностей, а именно от скорости прохождения нервного импульса, которую поменять никак нельзя. Но все-таки на остальные составляющие реакции повлиять вполне реально, и для этого существуют специальные методики и тренировки. Итак, что нужно делать?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий